На минувшей неделе Верховная Рада приняла в целом закон, сокращающий перечень необходимых для получения земли бюрократических процедур. Проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно упрощения порядка получения прав на землю)" 0 — плод совместного творчества депутатов четырех фракций: БЮТ, ПР, БЛ и НУНС. Народные избранники оказались единодушны в желании помочь гражданам стать полноценными владельцами участков без излишней нервотрепки и дополнительных расходов. Главные изменения документ вносит в Земельный кодекс. После того, как новый закон подпишет Президент, вся документация для отвода надела в собственность физлиц будет проходить через "единое окно".
Соответствующие обязанности возложат на специально созданную комиссию местного органа власти, в которую войдут представители всех профильных служб (районных (городских) органов земельных ресурсов, градостроения и архитектуры, природоохранных и санитарно-эпидемиологических органов, охраны культурного наследия и др.).
До сих пор будущему владельцу участка приходилось самостоятельно обходить кабинеты чиновников, чтобы собрать все необходимые подписи, и это затягивало процесс на год и более. "Шагом вперед является установление на законодательном уровне срока согласования проекта землеустройства. Он не может превышать три недели. После этого комиссия должна предоставить соответствующему органу местного самоуправления или органу государственной власти свое заключение относительно согласования данного проекта, которые в течение двух недель с момента получения проекта принимают решение об его утверждении и передаче в собственность участка. В случае отказа вопрос может быть решен в судебном порядке", — рассказал адвокат АК "Коннов и Созановский" Дмитрий Сичкарь. Впрочем, гладко все выглядит только на бумаге.
"Теоретически теперь комиссия может отказать в выдаче землеустроительной документации если потенциальный владелец участка подал не все или неправильно оформленные документы. Но на практике все, очевидно, будет происходить иначе. Дело в том, что решение о выдаче документации принимается лишь в том случае, если за него проголосуют все члены комиссии. Вполне вероятно, что чиновники будут искать любой предлог для отказа, дабы вынудить подателя заявления отблагодарить их за правильное решение", — считает президент Земельного союза Украины Андрей Кошиль.
Особенно трогательно выглядят изменения в Земельный кодекс, оговаривающие новый порядок бесплатного получения участков в собственность. Чтобы воспользоваться своим правом на часть земель, принадлежащих городской, сельской или поселковой общине, гражданин должен, помимо заявления, предоставить в местный совет или госадминистрацию графический материал, на котором указывается желаемое место расположения участка. Аналогичный порядок установлен и для отвода надела в пользование из земель государственной и коммунальной собственности, которые не подпадают под аукционный порядок. До сих пор получить свою часть общей земли могли лишь избранные граждане. Именно для них теперь упрощена соответствующая процедура. "Законодательные новации отменяют необходимую сейчас процедуру выбора месторасположения участка, на которую могли уходить годы", — уточняет г-н Сичкарь.
Схемы возвращаются
Для застройщиков наиболее важной новацией станет предоставленная законом возможность владельца участка самостоятельно определять его целевое назначение. Единственное условие: чтобы выбранный способ эксплуатации не противоречил уже имеющимся градостроительным планам. Данная норма не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения и обороны. По мнению авторов законопроекта, это позволит избежать искусственных преград в осуществлении на участке хозяйственной деятельности.
"Изменение целевого назначения надела без согласования с местным советом сэкономит время и деньги. В среднем по стране, с учетом того что совет может или не собраться вовсе, или перессориться и не принять нужного решения, данная процедура могла затягиваться как минимум на полгода. А стоимость этого процесса, если говорить, например, о согласовании строительства офисного здания на землях жилого фонда в центре крупного города, достигала нескольких сотен тысяч долларов за «правильное» решение. Конечно, такая экономия может не понравиться чиновникам, замкнувшим на себя эти финансовые потоки. И в дальнейшем они могут лоббировать отмену данной нормы", — говорит г-н Кошиль.
Серьезные дополнения произошли и в статье 134 Земельного кодекса, которая определяет исключения из правил обязательной продажи участков через аукционы. Сейчас получать вне конкурса землю под объектом недвижимости может ее владелец. Аналогичные права предоставлены компаниям или частным лицам, имеющим лицензию на недропользование на данном наделе, религиозным организациям для строительства культовых сооружений, государственным и коммунальным предприятиям, компаниям и общественным организациям в сфере культуры и искусств, в том числе творческим союзам. Без аукциона также передаются земли для проведения реконструкция кварталов устаревшей застройки, строительства социального и доступного жилья и возведение объектов под Евро-2012.
Все эти исключения позволяли раньше прокручивать схемы незаконного распределения участков, а вновь принятый закон удвоил количество исключений, расширив тем самым простор для махинаций. Выделять землю без конкурса теперь можно для строительства объектов обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, например, мусороперерабатывающих заводов, очистных станций, котельных, кладбищ, противоэрозионных и противоселевых сооружений, а также под создание озелененных территорий общего пользования, размещение инфраструктуры оптовых рынков сельхозпродукции, строительство, обслуживание и ремонт объектов связи. Задекларировав одну из указанных целей, инвестор может получить землю в аренду или собственность без аукциона, после чего, как позволяет теперь новый закон, изменить целевое назначение участка. Кроме того, разрешено избегать конкурсов в случае возобновления или продления договора аренды земли, а также предоставления надела взамен отчужденного для общественных потребностей.
Возможность "принудительного" отчуждения небольшого участка на общественные потребности в обмен на больший в несколько раз за "маленькую доплату" в нужный карман — одна из будущих схем, лежащая на поверхности. Еще одна схема, которую буквально месяц назад ликвидировал другой закон, теперь тоже возобновлена. Дело в том, что, согласно закону о содействии строительству ( -VI от 16 сентября 2008 года), до 16 октября 2009 года можно было передавать без конкурса в собственность или аренду участки, если согласование месторасположения объекта или разрешение на разработку проекта отвода надела было выдано до 1 января 2008 года.
Местные советы и инвесторы, которые не успели утрясти всю документацию до оговоренной даты, легко обходили данный запрет, заключая договоры совместной деятельности задним числом. После принятия нового закона эти схемы частично вновь расцветут. Согласно переходным положениям документа предоставление в аренду участков инвесторам для выполнения договоров, подписанных до 1 января 2008 года, проводится без аукционов.
http://realt.ua источник : http://www.dsnews.ua/